В поисках Единорога:
портрет идеального кандидата по версии HR

В поисках Единорога: портрет идеального кандидата по версии HR

Итак, наша драма начинается с того, что HR-менеджер (часто бывшая администратор салона красоты или специалист по кадрам, чья главная квалификация — умение находить 10 отличий на картинках) садится за компьютер. Руководство изрекает: «Нам нужен маркетолог! Крутой! Чтобы всё умел!». И понеслась.
Перед нами возникает образ демона, но в очках от плохого монитора и с кружкой «Я люблю кофе».

Давайте зачитаем список требований, составленный, судя по всему, в состоянии легкого безумия или после просмотра боевика про спергероев, где один парень взрывает штаб-квартиру врага, попутно настраивая контекстную рекламу.

Требования, от которых кружится голова

Давайте разберёмся, каким же должен быть этот сверхчеловек:

Утренний блок обязанностей (с 9:00 до 13:00):
  • Создать маркетинговую стратегию на 5 лет (пока пил кофе).
  • Настроить рекламу в Яндексе, Google, ВК, Instagram*, TikTok и, на всякий случай, в одноклассниках (вдруг там сидит наша ЦА — директор металлопрокатного завода).
  • Сверстать и запустить лендинг. Без ТЗ. «Ты же креативный!»
  • Снять супер-вирусное видео. На телефон. Без бюджета. Чтобы как у «Чикен Карри».
  • Продвинуть бренд в умы миллионов. Желательно до обеда.
  • Нарисовать котика для бухгалтерии Людочки на 8 Марта. «Он же в Фигме работает!»
  • Настроить Битрикс24, 1С и провести синхронизацию Луны с Марсом.
  • Отредактировать фотографии с корпоратива, где директор танцует ламбаду.
  • Договориться о коллаборации с NASA или, на худой конец, с местной кофейней.
  • Вести документооборот компании, потому что «маркетинг же тоже про документы».
  • Написать 100500 служебок на закупку ручек с логотипом.
  • Выступить с докладом перед продажниками, которые считают, что маркетинг — это «раздать листовки у метро».
  • Прослушать 100 звонков и «настроить скрипты».
  • Настроить бота в Telegram, который будет записывать на услуги, консультировать и рассказывать анекдоты.
Послеобеденный блок (с 14:00 до 18:00, ибо в 13:00 — священный обед часа):
Теперь, размявшись на мелочах, наш герой должен перейти к глобальным задачам. Таким... стратегическим. Таким... абстрактным, что их можно формулировать годами.
  • Сформировать маркетинговую стратегию для всей холдинговой структуры и каждого отдельного региона, включая филиал в забытом богом поселке Горный Щебень.
  • С нуля сформировать команду отдела маркетинга из... ниоткуда. Без бюджета на зарплаты. «Найди джунов и вырасти!»
  • Разработать и внедрить систему планирования и операционный ритм. Чтобы все ходили строем и отчитывались по 15 раз на дню.
  • Разрабатывать, тестировать и анализировать все каналы продвижения. От контекста до запуска шаров с листовками над городом.
  • Достигать целевые показатели лидогенерации, которые установил коммерческий директор, исходя из «хотелок» собственника и астрологического прогноза.
  • Проводить анализ новых ЦА, продуктов и рынков. Желательно, с помощью хрустального шара.
  • Сформировать бренд-стратегию, создать бренд-бук и проконтролировать, чтобы даже уборщица в салоне носила униформу в фирменных цветах.
  • Привлекать стратегических партнеров. Видимо, магнетизмом личности.
  • Участвовать в разработке креативных идей. «Ну, ты же креативный!» (Это магическое заклинание заменяет ТЗ, бюджет и сроки).
  • И, конечно же, мотивировать команду, которую он нашел утром, на личностный рост. Заплатой на зарплате в 40 тысяч рублей.
Этот список, дорогие друзья, — не плод больной фантазии. Это реальные вакансии с HeadHunter.
Просто мы их слегка скомпилировали для пущего драматизма. А теперь давайте посмотрим, кто же этот полубог, способный на такие подвиги.

Святой Грааль знаний: или сколько стоит «прокачать» скиллы

Чтобы соответствовать этому портрету, нашему идеальному маркетологу нужно пройти не один путь, а целых десять. Давайте посчитаем, не в деньгах (их жалко), а в годах и месяцах.
  • ВУЗ: 5 лет изучения теории маркетинга 80-х годов. Очень полезно для настройки TikTok.
  • Курсы интернет-маркетинга: 6-12 месяцев.
  • Курсы стратегического маркетинга: 6-12 месяцев.
  • Курсы PR: 6-12 месяцев.
  • SMM-специалист: 8 месяцев.
  • Event-менеджер: 7 месяцев.
  • Контент-менеджер: 6 месяцев.
  • Интернет-маркетолог + ИИ: 12 месяцев (чтобы и машины понимать).
  • Digital-стратег: 7 месяцев.
Даже если учиться всему этому параллельно, получится этакий вечный студент, который только и делает, что платит за курсы.
Про курсы дизайна мы скромно умолчим — это отдельная каста жрецов, которые верстают макеты, поплакивая от безысходности в Figma.
🚧 А Стоимость этого образовательного марафона? Давайте не будем о грустном.

Скажем так: на эти деньги можно было бы купить неплохой автомобиль. Но наш герой вложил их в свои мозги, чтобы однажды... чтобы однажды его попросили нарисовать котика для бухгалтерии.
И это еще без опыта! Ах да, опыт! Те самые «кейсы».
Любимый вопрос HR: «А покажите ваши кейсы?».
Интересно, что HR-менеджер, который вчера искал кейсы по подбору горничных, будет с умным видом оценивать кейс по повышению ROMI в b2b-сегменте с помощью комплексной digital-стратегии.
Критерий успеха один — красивые картинки и цифры, крашенные в фотошопе.

Настоящие, сложные кейсы, с провалами и долгими экспериментами, им неинтересны. Там же нет инфографики с ракетами, взлетающими к звездам!

Суровая правда: Зарплата Золушки или почему маркетолог уходит в грузчики

А теперь, сдерживая слезы ироничного смеха, перейдем к самому сочному — к финансовой мотивации нашего Демона по маркетингу. (Ой можете рассказывать про нематериальные способы мотивации сколько хотите, но елси в холодильнеке не будет еды, а машину нечем будет заправлять.... ну вы поняли )

Давайте посмотрим на реальные цифры по тому же Краснодару (почем зря трудиться, данные с HH):
  • Маркетолог: До 80 000 руб.
  • Ведущий маркетолог: от 80 000 руб.
  • Специалист отдела маркетинга: 50 000 – 70 000 руб.
  • CRM-маркетолог: 65 000 – 120 000 руб.
  • Интернет-маркетолог: 65 000 – 100 000 руб.
  • Руководитель отдела маркетинга: 115 000 – 150 000 руб.

💎 Вроде бы, не плохо? Особенно руководитель. Но давайте откроем раздел «Работа без опыта» или «Логистика, склад»:

  • Кладовщик в «Пятёрочку»: 105 000 – 150 000 руб.
  • Грузчик-комплектовщик в «Красное&Белое»: от 120 000 руб. (График 2/2! Мечта!)
  • Комплектовщик в «Сбел Логистике»: от 85 000 руб.
  • Сотрудник склада в «Ламоде»: 68 000 – 105 666 руб.
  • Продавец-консультант в «Алкотеке»: 65 000 – 100 000 руб. (График 2/2 и приятные бонусы, вероятно).
Картина маслом госпотда. Человек, который должен быть мозгом компании, генерировать лиды, формировать бренд и в конечном итоге приносить прибыль, стоит на одной финансовой доске с грузчиком пива. А часто — и дешевле.
И вот здесь мы подходим к главному cognitive dissonans российского бизнеса. С одной стороны — «Маркетинг — это важно! Это двигатель продаж!».

С другой — «Платить за двигатель больше 80 тысяч? Да вы что, он же потом бензин еще просить будет!».

И таки особый шик — это руководители отделов продаж или коммерческие директора «старой закалки». Эти джентельмены удачи, которые в лихие 90-е и славные 2000-е «впаривали» что угодно кому угодно, искренне считают, что маркетинг — это «раздать флаера» или «повесить билборд с телефоном». Всё остальное — «шарашкина контора» и «зачем за это платить?». Они ищут волшебную палочку-маркетолога, которая за три копейки сделает из их лавочки Apple.

Спасительный выход: или почему все побежали покупать гибриды

Так что же делать? Вывод, как ни крути, напрашивается один, простой и элегантный, как кусок мыла в душе.
Если вы хотите сильного маркетолога, будьте готовы платить ему как сильному специалисту. Не как грузчику, не как кладовщику, а как человеку, от которого зависит, узнают ли о вас вообще. Готовы платить 300+ тысяч в месяц плюс бонусы с прибыли? Поздравляем, вы — единорог среди работодателей, и к вам выстроится очередь из тех самых «единорогов-соискателей».
Не готовы платить? Что ж... Тогда не жалуйтесь, что ваш маркетолог «плохой», что команда каждые полгода меняется, что воронка не строится, а реклама сливает бюджет. Вы получаете ровно то, за что платите. За копейки приходит только апатия и желание поскорее сделать котика для бухгалтерии и свалить в 18:01.

Но есть и третий путь. Разумный. Прагматичный. Гибридный.

Не пытайтесь найти одного человека-оркестра, который и на дуде игрец, и швец, и жнец. Это миф. Это дорого и неэффективно. Наймите нашу команду в «Без Названия». У нас есть свой стратег, свой таргетолог, свой копирайтер, свой дизайнер и свой аналитик (Если нужно будет то и ТАРОЛОГ найдётся). Каждый — специалист в своем деле, а не «многорукий Шива», пытающийся успеть всё и сразу.

Да, это не будет стоить «три копейки». Качественная работа никогда не стоит дешево. Но это будет дешевле, чем содержать штат таких же специалистов, платить им зарплату, налоги, покупать им компьютеры и организовывать кофе-брейки. И уж точно эффективнее, чем месяц за месяцем жевать сопли с «плохим» маркетологом за 60 тысяч, который тихо ненавидит вас и вашу компанию.

Выбор, как всегда, за вами. Охотиться на единорогов, платить как грузчику и удивляться результату. Или довериться профессионалам и наконец-то начать получать от маркетинга реальную отдачу, а не головную боль.

А мы пойдем. Нам нужно нарисовать котика для бухгалтерии. Шутка. Мы пойдем строить эффективные маркетинговые системы для тех, кто уже понял эту простую истину.